Предметом исследования судебной и досудебной лингвистической экспертизы является продукт речевой деятельности (одно слово, группа слов, текст, группа текстов), который зафиксирован в письменной форме (в том числе устные тексты, записанные с помощью букв).

Произведение речи служит источником доказательственной информации, необходимой для объективного разрешения гражданско-правовых споров по разным категориям дел. Например, в ситуациях, где оспаривают формально-содержательную сторону текста документа, сообщения или высказывания.

Основные задачи лингвистической экспертизы:

  1. Толкование и разъяснение значений и происхождение слов, словосочетаний, устойчивых фразеологических выражений;
  2. Интерпретация значения языковой единицы или единицы речи (устной или письменной);
  3. Толкование текста документа для установления факта и возможных вариантов понимания в современном дискурсе.
  4. Исследование товарных знаков, словесных обозначений, девизов, слоганов, рекламных текстов, коммерческих, фирменных наименований на предмет их тождественности или сходности до степени смешения с другими обозначениями. 
  5. Исследование текста (фрагмента, словосочетания) с целью выявления его смысловой направленности, экспрессивности и эмотивности речевых единиц, их формально-грамматической характеристики и семантики.
  6. Установления наличия/отсутствия в тексте (фрагменте, словосочетании, выражении) явной или скрытой пропаганды насилия, наркотиков, межнациональной вражды, ненависти и т.п.
  7. Установление наличия/отсутствия оскорбительных и неприличных выражений, выражений, порочащих честь и достоинство человека в спорном тексте или анализируемой речевой ситуации.

Перечень общих вопросов, решаемых при проведении лингвистической экспертизы:

  1. Определить значение предложения (текста, фрагмента, словосочетания).
  2. Установить, содержатся ли в тексте статьи (листовки, высказывания на странице сети Интернет, выступлении) информация о конкретном человеке.
  3. Установить, имеются ли в тексте высказывания, порочащие честь и достоинство конкретного человека, указывающую на отрицательную оценку личности, поступков, действий и т.д.? Имеют эти высказывания предположительный или утвердительный характер?
  4. Каково коммуникативное намерение автора текста (выступления, передачи, листовки)?

Вопросы в рамках ст. 152 ГК РФ «Унижение чести, достоинства и деловой репутации»: 

  1. Содержится ли в тексте или представленном материале информация о конкретном человеке/организации? Если да, то какая именно?
  2. Является ли информация, содержащаяся в статье/тексте/материале о конкретном человеке/организации нейтральной, положительной (позитивной) или отрицательной (негативной)?
  3. Содержатся ли в тексте, в представленном материале сведения, унижающие честь и достоинство, порочащие деловую репутацию человека/организации?
  4. Является ли слово (выражение), высказанное при обстоятельствах, указанных в материалах дела/статье/тексте, унижающим честь и достоинство человека/организации?

По оскорблению (ст. 5.61 КоАП РФ «Оскорбление») + (ст. 297 УК РФ «Неуважение к суду») + (ст. 319 УК РФ «Оскорбление представителя власти»):

  1. Является ли слово (реплика, выражение) бранным/ нецензурным/оскорбительным? Кому оно адресовано?
  2. Содержит ли данное слово (словосочетание, реплика, высказывание) отрицательную оценку личности?

Угроза (ст. 119 УК РФ «Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью»):

  1. Имеются ли в разговоре или в тексте/высказывании/публикации в сети Интернет или др. высказывания, содержащие угрозы? Если да, то, какие именно?
  2. Следует ли из контекста разговора/разговоров, что данный человек или группа людей имели намерение причинения человеку нежелательных последствий, в том числе смерти?

По ст. 304 УК РФ «Провокация взятки либо коммерческого подкупа»:

  1. О чем идет речь в данном разговоре?
  2. Кто из участников исследуемого разговора является его инициатором?
  3. Идет ли в данном разговоре речь о получении денег?
  4. Можно ли сделать вывод из содержания исследуемого разговора, что встреча между его участниками носит запланированный, т.е. заранее обговоренный и подготовленный характер?
  5. Следует ли из данного разговора, что один его участник просит у другого деньги в долг?
  6. Имеются ли в представленном разговоре (в речи его участников) признаки речевого воздействия - побуждения в виде приказов, требований, указаний или просьб?

По ст. 13.15. КоАП РФ «Злоупотребление свободой массовой информации» при нарушении ст. 4 Закона Российской Федерации № 2124-1 «Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации»:

  1. Содержится ли в представленном материале нецензурная брань?
  2. Имеются ли в представленном материале высказывания, содержащие призывы?
  3. Имеются ли высказывания, содержащие призывы к массовым беспорядкам?
  4. Имеются ли высказывания, содержащие призывы к насильственному удержанию власти или насильственному изменению конституционного строя РФ?
  5. Имеются ли призывы к осуществлению террористической деятельности?
  6. Содержится ли в представленном материале положительная информация о террористической деятельности, оправдывающие ее?
  7. Имеются ли в тексте представленного материала/текста/статьи высказывания, содержащие негативную/оскорбительную/неприязненную оценку в адрес какой-либо национальной/социальной/религиозной группы? 
  8. Содержится ли в тексте представленного материала/текста/статьи информация, побуждающая к действиям против какой-либо нации, расы, религии или отдельных лиц как представителей данных групп? 
  9. Содержатся ли в тексте представленного материала признаки пропаганды неполноценности граждан по признаку их социальной, национальной, религиозной принадлежности, в том числе принадлежности к определенной социальной, национальной, религиозной группе? (комплексный вопрос)